ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ

+7 (812) 302-60-12

Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 401

меню

Российский бизнес нарастил долги перед поставщиками, несмотря на робкое оживление экономики

21.09.2018 Российский бизнес нарастил долги перед поставщиками, несмотря на робкое оживление экономики
Предприятия и организации, по данным Росстата, увеличивали просроченную задолженность перед своими поставщиками в пяти из шести месяцев I полугодия 2018 года: рост "дебиторки" поставщиков в разрезе "месяц к месяцу" составил в феврале 4,5%, в марте - 4,1%, в апреле - 9,1% и в июне - 1,9%. Исключением стал май, когда отмечалось снижение на 0,7% к апрелю.
Похожая картина складывается и на основании выборочных данных системы "СПАРК-Мониторинг платежей". Доля компаний, своевременно рассчитывающихся со своими поставщиками, снизилась во II квартале этого года на 5 процентных пунктов - до 69,2 % по сравнению с предыдущим кварталом, при этом на 5,3 процентного пункта, до 10,5%, возросла доля компаний с просрочкой оплаты более 60 дней.
Чем меньше масштаб бизнеса, тем хуже ситуация с платежами, следует из данных "СПАРК-Мониторинг платежей". В сегменте малого бизнеса доля компаний с просрочкой оплаты поставщикам более 60 дней увеличилась на 2,7 процентного пункта, среднего - на 2, крупного - только на 0,9.
Проблема роста просроченной задолженности весьма актуальна для бизнеса, следует из данных проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей ежеквартального анкетирования "Состояние российской экономики и деятельность компаний". Неплатежи со стороны контрагентов как фактор, негативно влияющий на деятельность компании, в апреле-июле снова вышел на первое место: его выбрали 44,2% респондентов. Значимость этой проблемы выросла - в апреле она находилась на втором месте списка с долей респондентов 28,4%. Следствие роста просроченной задолженности - недостаток оборотных средств - мешал работе 37,7% организаций, что на 5,3 процентного пункта выше показателей апреля.
В отраслевом разрезе снижение уровня расчетов с поставщиками продемонстрировали, в частности, компании оптовой и розничной торговли, общественного питания, строительного сектора, производства пищевых продуктов. В перспективе, в более выигрышной ситуации в части дисциплины платежей будут отрасли, где конечным потребителем выступают физические лица - товары повседневного спроса, продукты питания, бытовые услуги, электронная коммерция. В корпоративном секторе поставщики будут ориентироваться на отрасли со стабильным денежным потоком - например, государственные контракты, контракты государственных компаний и связанные с ними, зависимые от них поставки.
Сфера электроэнергетики также пока мало выигрывает от слабого роста экономики, есть улучшения на отдельных территориях или в отдельных группах потребителей, но изменения еще не носят системный характер, рассуждает председатель правления ассоциации "Надежный партнер" Андрей Романчук. На розничном рынке электроэнергии сохраняется высокий уровень оплаты - в среднем по России он составляет 98,8%, то есть количество дисциплинированных потребителей преобладает. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель снизился на 0,4 процентного пункта.
Лучше всего платит бюджетный сектор, хуже - непромышленные потребители, включая предприятия ЖКХ, и население, на которых приходится более половины всей задолженности. Улучшилась ситуация во взаиморасчётах между сбытовыми и сетевыми организациями.
На оптовом рынке электроэнергии и мощности задолженность выросла почти на 9 млрд рублей с начала года. При этом Романчук обращает внимание, что накопленная на оптовом рынке задолженность, которая уже достигла 75,9 млрд рублей, распределена крайне неравномерно - 2/3 традиционно приходится в Северо-Кавказский федеральный округ. Тем не менее, по его словам, системные проблемы по группам неплательщиков одинаковы практически по всем регионам страны. Предпосылок для видимого улучшения ситуации с уровнем расчетов в отрасли до конца года нет, резюмирует эксперт.

Возврат к списку