ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КАЖДОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ

+7 (812) 302-60-12

Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. О, пом. 1-Н, каб. 401

меню

Пресс-центр

25.01.2024 Правительство планирует утвердить проект прогноза энергопотребления в РФ до 2042 г в течение года
Правительство в течение года планирует утвердить проект долгосрочного прогноза энергопотребления в энергосистеме РФ до 2042 года, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.

«Подготовлен проект долгосрочного прогноза потребления электрической энергии и мощности в ЭЭС России до 2042 года, который ляжет в основу впервые разрабатываемой Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Документ планируется утвердить правительством РФ в течение этого года», —  написал он в авторской колонке для журнала «Энергетическая политика».

Осенью «Системный оператор ЕЭС» (диспетчер энергосистемы РФ) сообщал, что подготовил прогноз энергопотребления в РФ до 2042 года, конкретные цифры не сообщались. Долгосрочный прогноз нужен для разработки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года.

После одобрения правительством прогноза «Системный оператор» собирается приступить к формированию рациональной структуры генерирующих мощностей с учетом поставленных целей достижения «углеродной нейтральности» к 2060 году. Ранее в организации отмечали, что реализация стратегии «низкоуглеродного развития» неизбежно приведет к изменению структуры генерации.

В декабре Минэнерго утвердило схему и программу развития электроэнергетических систем России на 2024−2029 годы, также разработанные «Системным оператором ЕЭС». Согласно документу, рост потребления энергии в Единой энергетической системе России будет расти на 2,04% в год и в 2029 году составит 1,274 триллиона кВт.ч.

18.01.2024 Не менее 63 регионов РФ в 2024 г введут дифференцированные энерготарифы для населения
Минимум в 63 регионах РФ в 2024 году будут внедрены дифференцированные тарифы на электроэнергию для населения. Это следует из-за заявления начальника отдела антимоно-польного контроля оптового рынка электроэнергии управления регулирования электроэнер-гетики ФАС России Максима Пальянова, которое он сделал в четверг, 18 января, в ходе онлайн-заседания у зампреда думского комитета по энергетике Валерия Селезнёва.

«Мы ввели зависимость между объёмом перекрёстного субсидирования в регионе и дифференциацией тарифа. Только эта инициатива сподвигла 53 субъекта РФ ввести дифта-рифы с 2024 года. Это не окончательная цифра, мы продолжаем работать с регионами и ещё в десяти регионах тарифные решения будут отменены, и они тоже введут дифференцирован-ные тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Плюс, в шести субъектах существует социальная норма потребления электроэнергии», – цитирует Пальянова издание Переток.

По словам Пальянова, Иркутская область не ввела дифтарифы, превысив объёмы пере-крёстки, и попала в число регионов, где ФАС ввела процедуру наблюдения. Подобная ситуа-ция сложилась в 10–15 регионах, ФАС уведомила местные власти о нарушении норм дей-ствующего законодательства и «в январе все эти решения будут отменены», пояснил он.

Регионы имеют право либо ввести дифтарифы, либо покрыть превышение согласован-ных объёмов перекрёстного субсидирования за счёт средств региональных бюджетов. Пока все регионы предпочитают дифференцировать тарифы, а не тратить собственные деньги, от-метил Максим Пальянов.

10.01.2024 Минэнерго Белоруссии: правила работы рынка электроэнергии с РФ почти готовы
Белорусская и российская стороны проделали большую работу по созданию условий для работы объединенного рынка электроэнергии - в частности, договор о его формировании прошел внутригосударственные процедуры, "на выходе" – правила функционирования рынка, сообщил министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич.

"Правительствами Беларуси и России, профильными министерствами и ведомствами проделана огромная работа по созданию необходимых условий для работы рынка. Подготовлены договор о его формировании, который прошел внутригосударственные процедуры, на выходе – правила функционирования рынка", - сообщил Каранкевич на встрече с трудовым коллективом филиала "Минскэнергоспецремонт" предприятия "Минскэнерго".

Министр подчеркнул, что создание объединенного рынка электроэнергии Белоруссии и России станет важным шагом в укреплении энергетического потенциала Союзного государства. "Объединенный рынок электроэнергии создает дополнительные возможности для укрепления взаимосвязей между энергосистемами двух стран, развития электросетевой инфраструктуры Союзного государства. "Все это в итоге обеспечит повышение надежности энергоснабжения потребителей, улучшение качества жизни наших граждан", - добавил глава белорусского минэнерго.

По его словам, продолжается работа над едиными принципами функционирования и регулирования объединенного рынка газа. "При этом наша позиция заключается в том, чтобы процессы формирования общих рынков электроэнергии и газа были взаимоувязаны", - подчеркнул Каранкевич.

10.01.2024 Кабмин продлил до 2026г в Москве и Петербурге особенности оказания услуг по техприсоединению объектов капстроительства в электронной форме
Правительство РФ постановлением от 25.12.2023 N 2305 продлило до 2026 года особенности оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Документ опубликован 29 декабря на Официальном интернет-портале правовой информации.

Установлено, в частности, что выдача технических условий, заключение договоров о подключении (технологическом присоединении), выдача актов, подтверждающих выполнение заявителем технических условий, а также актов о технологическом присоединении осуществляются организациями в электронной форме с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг, регламентами о предоставлении услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждаемыми организациями, предусматриваются сокращенные сроки осуществления указанных процедур и прочее.

09.01.2024 Правительство утвердило перенес отборов мощности в 2024 г
Правительство РФ перенесло сроки конкурсных отборов мощности в энергетике — конкурентный отбор мощности (КОМ) на 2027 год пройдет до 1 августа 2024 года, отбор проектов модернизации ТЭС (КОММод) — не позднее 20 декабря, следует из постановления правительства от 29.12.2023 № 2389, опубликованного на официальном интернет-портале правовой информации.

«До 1 августа 2024 года проводится долгосрочный конкурентный отбор мощности с периодом поставки мощности по итогам такого отбора с 1 января 2027 года», —  говорится в постановлении.

Конкурентный отбор мощности-2027 должен был состояться в феврале 2024 года, осенью 2023 года компании-производители электроэнергии просили сдвинуть сроки проведения конкурса на осень текущего года из-за сохраняющихся сложностей с эксплуатацией парогазового оборудования.

В дальнейшем, начиная с 2025 года, ежегодные конкурентные отборы мощности будут проводиться до 15 февраля, отмечается в постановлении.

Также документом установлены сроки проведения в 2024 году отбора проектов модернизации тепловых электростанций на 2028 год. Прием заявок должен состояться до 1 ноября, а не к началу апреля, как намечалось ранее, завершиться отбор должен «не позднее 20 декабря».

Оба конкурсных отбора в текущем году не проводились.

Перенос сроков КОМ и КОММод нужен в целях учета всех принятых решений и документов стратегического планирования, а также появления большей определенности по производственным возможностям предприятий энергомашиностроения, объясняло ранее Минэнерго необходимость переноса.

Генерирующие компании уже тогда планировали обращение об очередном переносе сроков отбора — на осень 2024 года.

О соответствующем предложении сообщалось в презентации главы набсовета «Совета производителей энергии» Александры Паниной на конференции производителей энергии, где она упоминала о технических сложностях в отношении ряда иностранного оборудования и предлагала сдвинуть на фоне этого отбор.

22.12.2023 Генпрокуратуру просят принудить энергетиков ставить российские электросчетчики
Российские производители умных счетчиков электроэнергии попросили генпрокурора России Игоря Краснова проверить гарантирующих поставщиков (ГП) и электросетевые компании на предмет законности закупок импортного оборудования. Об этом говорится в письме Ассоциации предприятий в сфере радиоэлектроники, информационных технологий и инжиниринга от 7 декабря, пишут «Ведомости», которым удалось ознакомиться с копией документа.

Газета отмечает, что отправку письма подтвердила руководитель ассоциации Ирина Митина.

В письме Краснову говорится, что требования законодательства о необходимости обязательной установки с 1 января 2022 г. отечественных приборов учета не выполняются. Чтобы подтвердить «российскость» счетчика, модель должна быть включена в реестр радиоэлектронной продукции Минпромторга (по постановлению правительства № 719, определяющему производство на территории России). «Исходя из анализа фактических обстоятельств следует, что указанные организации в массовых объемах закупают иностранные (не включенные в реестр) счетчики электроэнергии», – говорится в письме.

По словам Митиной, ассоциация провела мониторинг закупок по 223−ФЗ, который регулирует закупочные процедуры госкомпаний, почти за год. «Большая часть закупаемых ГП и сетевыми организациями счетчиков электроэнергии не состоят в реестре российской радиоэлектронной продукции. Вместе с тем, согласно законодательству, устанавливать нужно именно отечественные приборы учета», – утверждает она.

До 2024 г. действует мораторий на штрафы в отношении сетевых организаций и ГП, которые не успели установить умные счетчики. С января следующего года предусмотрен штраф от 20 000 до 100 000 руб,

В пресс-службе Минэнерго газете пояснили, что для стимулирования производства электронно-компонентной базы (ЭКБ) в России действует балльная система оценки уровня локализации производства интеллектуальных приборов учета (ИПУ). В 2022 г. для включения ИПУ в реестр Минпромторга необходимо иметь не менее 60 баллов, в 2023 г. – 75, в 2024 г. – 90, в 2025 г. – 113 баллов. «Кроме того, при закупках действует правило «третий лишний»: при наличии двух заявок с локализованным оборудованием заявки с нелокализованным оборудованием отклоняются», – отметили в пресс-службе.

По данным Минэнерго, производители отечественного оборудования действительно часто не могут участвовать в конкурсах ГП и сетей из-за «отсутствия возможности производства и поставки необходимого объема локализованных ИПУ». Для этого на рынке нет необходимого объема ЭКБ отечественного производства, в частности центрального микроконтроллера, отметили в министерстве.

Наличие проблем с локализацией счетчиков подтвердили «Ведомостям» в НП территориальных сетевых организаций (НП ТСО) и ассоциации «Инсист энерго» (объединяет крупных производителей приборов и оборудования для учета электроэнергии). Представитель НП ТСО отметил, что не все производители, имеющие производство счетчиков на территории России, набрали необходимые баллы для включения в реестр.

20.12.2023 ФАС может заставить ряд регионов изменить тарифы на электроэнергию на 2024 г
ФАС рассматривает возможность пересмотра новых тарифов на электроэнергию на 2024 год в ряде субъектов страны.

По словам собеседников издания, служба имеет претензии к регионам, которые резко увеличили тарифы на передачу электроэнергии для бизнеса, но не ввели льготные лимиты объемов потребления для домохозяйств. Как сообщал «Коммерсант» в начале ноября, правительство хочет обязать регионы при резком увеличении нагрузки на юрлиц переводить население на новые тарифы с учетом объемов потребления (дифференцированные тарифы). Поправки к законодательству все еще находятся в аппарате правительства, но между регуляторами и «регионами с превышением предельных уровней» была достигнута договоренность «исходить из логики проекта документа», поясняют собеседники газеты.

В России тарифы на электроэнергию для населения находятся ниже экономически обоснованного уровня. Часть нагрузки регулятор перекладывает в тариф для промышленности, то есть, по сути, бизнес субсидирует население. В каждом регионе установлен предельный уровень этой субсидии. В 2022 году промышленность доплатила за население около 241 млрд рублей, а в 2023 году — рекордные 294 млрд рублей.

Один из собеседников «Коммерсанта» утверждает, что ФАС может потребовать пересмотра тарифных решений в девяти регионах. Наибольшее возмущение, по сведениям газеты, вызвало решение тарифного органа Иркутской области, власти которого в 2021 году просили запустить в РФ механизм дифференциации тарифов для населения из-за бурного развития серого майнинга. Однако в итоге власти региона решили оставить единый тариф для населения вне зависимости от объема потребления: для городского населения одноставочный тариф с июля 2024 года составит 1,58 рублей за 1 кВт•ч, а для сельских жителей — 1,106 рублей.

Как отмечает один из собеседников газеты, в Иркутской области удельное потребление электроэнергии населением составляет 4 МВт•ч на человека в год, что в три раза больше, чем во всех остальных регионах Сибири, и в четыре раза больше, чем в Москве. Часть этого потребления приходится на майнеров в бытовом секторе: нагрузка таких майнеров в регионе — около 200 МВт.

Вместо введения дифференциации тарифов для населения тарифная служба Иркутской области увеличила одноставочные тарифы на передачу электроэнергии для юрлиц во втором полугодии 2024 года сразу на 18,6%, хотя среднероссийский средний уровень индексации — 9,1% (согласно прогнозу Минэкономики).

Тариф для коммерческого потребителя на высоком напряжении составит 0,595 рублей за 1 кВт•ч, для среднего напряжения — 1,24–1,56 рублей, а на низком напряжении — 2,068 рублей.

В результате нагрузка на бизнес в Иркутской области существенно вырастет. Предельный объем перекрестного субсидирования в регионе (зафиксирован в постановлении правительства №1178) составляет 5,73 млрд рублей. В 2023 году фактический объем субсидии для бизнеса в Иркутской области составил 7,7 млрд рублей, а в 2024 году из-за принятых тарифных решений может превысить 8,03 млрд рублей, подсчитал директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Таким образом, в 2023 году Иркутская область на 34,6% превысила разрешенный уровень субсидии, а в 2024 году — на 40%. Сергей Сасим напоминает, что в 2023 году правительство в качестве исключения разрешило регионам превышать предельные уровни, но в 2024 году они больше не имеют права так поступать.

06.12.2023 Правительство уточнило порядок определения предельной величины перекрестного субсидирования в электроэнергетике
Правительство РФ постановлением от 29.11.2023 N 2026 внесло изменения в некоторые акты кабмина по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В частности, документом уточнены полномочия исполнительного органа субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, порядок определения предельной величины перекрестного субсидирования, определено, что при установлении с 1 января 2024 г регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию для поставщиков — субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) применяется индекс изменения цен (тарифов) на железнодорожные перевозки, учитывающий прогнозируемое изменение тарифов на железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе с 1 декабря 2023 г., предусмотренное прогнозом социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Одновременно с этим ФАС поручено в 6−месячный срок привести в соответствии с подписанным постановлением свои нормативные акты.

06.12.2023 Минэнерго утвердило СиПР ЭЭС 2024−2029
Министр энергетики Николай Шульгинов утвердил Схему и программу развития электроэнергетических систем России на 2024 – 2029 годы (СиПР ЭЭС 2024−2029), разработанные АО «СО ЕЭС», сообщает пресс-служба Минэнерго.

СиПР ЭЭС 2024−2029 представляет собой основополагающий документ перспективного развития электроэнергетики на шесть лет.

В соответствии с ним прогнозируется рост потребления электрической энергии по Единой энергетической системе России до 1 274,5 млрд кВт∙ч к 2029 году при среднегодовом темпе роста потребления электрической энергии 2,04%. Наибольшую динамику показывает ОЭС Востока, в которой прогнозируется рост с 44,46 млрд кВт∙ч в 2022 году до 63,40 млрд кВт∙ч к 2029 году при среднегодовом темпе роста потребления электрической энергии 5,20%. Спрос на мощность планируется к увеличению на 24,5 ГВт (относительно 2022 года) и составит 183,4 ГВт при среднегодовом темпе роста максимума потребления мощности 2,07%.

За период до 2029 года прогнозируется ввод в эксплуатацию генерирующего оборудования общим объёмом 15 734,3 МВт. В том числе на АЭС – 2 700 МВт, ТЭС – 6 960 МВт (из них 5 448 МВт на газе, 1 015 МВт на угле и 497 МВт на прочих видах топлива), на ГЭС (ГАЭС) – 1098 МВт и ВИЭ – 4976,3 МВт. При этом вывод из эксплуатации в указанный период составит порядка 5 080,5МВт.

В СиПР ЭЭС 2024−2029 определены 3 территории технологически необходимой генерации, в которых к 2029 году прогнозируется возникновение дефицита мощности: в Юго-Западной части ОЭС Сибири в размере не менее 1225 МВт, ОЭС Востока не менее 1348 МВт с возможностью увеличения до 1935 МВт и в Юго-Западной части ОЭС Юга не менее 857 МВт с возможностью увеличения до 1286 МВт.

Определение технически обоснованной величины дефицита является обязательным условием для последующего проведения конкурентных отборов мощности новых генерирующих объектов.

Кроме того, Схемой и программой подтверждены планы по объединению на параллельную синхронную работу ОЭС Сибири и ОЭС Востока к 2029 году, а также по организации дополнительных межсистемных связей между ОЭС Сибири и ОЭС Урала к 2028 году.

«Впервые были проведены масштабные расчёты по определению уровня балансовой надёжности по 110 группам зон надёжности ЕЭС России», — отмечают в Минэнерго. Согласно этим оценкам, в 87 зонах надёжности уровень балансовой надёжности прогнозируется выше установленного Минэнерго России нормативного уровня. Ниже нормативного значения прогнозируется в 23 зонах надёжности, в том числе в Забайкальском крае, Иркутской области, Республике Бурятия, Краснодарском крае, Республике Крым. «Этот факт, в свою очередь, подтверждает существование территории технологически необходимой генерации», — подчеркивают в министерстве.

04.12.2023 На ОРЭМ могут ввести новую спецнадбавку к цене на мощность АЭС для снижения энерготарифов в новых регионах РФ
Правительство определяется с источниками финансирования поставок электроэнергии по заниженным ценам в новые регионы. Выпадающие доходы структуры «Росатома», получившей статус поставщика электроэнергии на этих территориях, составят в 2024 году около 36 млрд рублей. На их покрытие компания может получить 3 млрд рублей из бюджета, остальные 33 млрд рублей— через новую специальную надбавку к цене на мощность АЭС, что повысит цены для промышленности европейской части РФ и Урала. Тарифы на новых территориях постепенно доведут до экономически обоснованных за десять лет.

Выпадающие доходы ООО «Единый закупщик» (структура «Атомэнергосбыта», входит в концерн «Росэнергоатом») от поставок электроэнергии в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области в 2024 году могут составить 36 млрд рублей. Правительство в августе назначило ООО «Единый закупщик» поставщиком электроэнергии на новых территориях.

С 1 октября компания покупает электроэнергию по тарифам у электростанций в новых регионах, а часть электроэнергии — по рыночным ценам в соседних регионах РФ. Конечные тарифы на электроэнергию не окупают затрат «Единого закупщика», разницу необходимо субсидировать. В 2023 году субсидия будет предоставлена из федерального бюджета и составит около 6,2 млрд рублей.

В «Атомэнергосбыте» и в «Росэнергоатоме» переадресовали запрос к регуляторам. В ФАС сказали, что «объем компенсации межтарифной разницы для единого поставщика обсуждается» и будет рассмотрен на правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, сообщает газета.

ФАС предлагает компенсировать выпадающие доходы «Единого закупщика» в 2024 году из двух источников, рассказали несколько собеседников издания, знакомых с проектом службы.

Примерно 3 млрд рублей предлагается выделить из федерального бюджета. Остальные 33 млрд рублей предлагается переложить на коммерческих потребителей первой ценовой зоны оптового энергорынка (европейская часть РФ и Урал) через новую надбавку к цене на мощность.

Сейчас на энергорынке есть несколько надбавок для субсидирования отдельных регионов. Первая ценовая зона платит надбавку за строительство новых электростанций в Крыму (около 16 млрд рублей в 2023 году) и строительство новых электростанций в Калининградской области (26,2 млрд рублей в 2023 году).

Кроме того, весь энергорынок, включая Сибирь, платит за снижение цен на электроэнергию на изолированных территориях Дальнего Востока (около 35 млрд рублей в 2023 году). Все эти надбавки включаются в платеж конкурентного отбора мощности (КОМ). Общий платеж за мощность всего энергорынка в 2024 году прогнозируется на уровне 890 млрд рублей.

По данным газеты, новая надбавка к цене на мощность, необходимая для покрытия расходов на поставки электроэнергии на новые территории, не будет включаться в КОМ.

Получателем этих денег будет «Росатом»: ФАС предлагает установить новую надбавку к цене на мощность только для АЭС. Соответствующие поправки к «Основам ценообразования регулируемых цен (тарифов) на электроэнергию» были опубликованы на regulation.gov.ru 14 сентября. Речь идет о «целевой атомной надбавке», поскольку поставщиком на новые территории выступает структура «Росатома».

Энергосистемы ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей формально вошли в состав объединенной энергосистемы (ОЭС) Юга. Постепенно к 2028 году территории предполагается включены в первую ценовую зону. Планируется, что цены и тарифы на электроэнергию на новых территориях будут повышаться и достигнут экономически обоснованного уровня в течение десяти лет, что устранит необходимость в субсидиях.

Сейчас большую часть потребления новых регионов покрывает местная генерация.

Тогда министр отмечал, что в работу введен третий энергоблок Луганской ТЭЦ (200 МВт), а также завершены текущие капитальные ремонты трех блоков Зуевской ТЭС и пяти блоков Старобешевской ТЭС в ДНР.

Николай Шульгинов говорил, что прогноз потребления на отопительный период с учетом режима работы энергосистем ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей приведет к необходимости работы электросетевых объектов сечения Кубань—Крым «с параметрами, близкими к предельным».

Кроме того, с учетом незавершенности работ по подготовке систем теплоснабжения возможна «повышенная нагрузка на распределительные сети» в новых регионах. Глава Минэнерго уточнил, что уже «реализован первый этап мероприятий по созданию более надежной схемы снабжения новых регионов» в рамках так называемого Азовского кольца — системы электросетевых связей, которая позволит интегрировать энергосистемы новых регионов с энергосистемой Юга и обеспечить переток энергии в Запорожскую и Херсонскую области.

14.11.2023 СО сформировал прогноз потребления мощности и электроэнергии до 2042 г, направляет его в кабмин на утверждение
Системный оператор в рамках разработки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года сформировал проект прогноза долгосрочного спроса на электроэнергию и мощность, сообщил директор по развитию ЕЭС – руководитель Дирекции СО Денис Пилениекс на парламентских слушаниях в Госдуме, где он выступил с докладом «Перспективные балансы мощности ЕЭС России и региональных энергосистем», говорится в пресс-релизе оператора.

По словам Пилениекса, прогноз подготовлен на основе прогнозных значений ключевых макроэкономических показателей.

Директор по развитию ЕЭС подчеркнул, что реализация стратегии низкоуглеродного развития неизбежно приведет к изменению структуры генерации. Целевые показатели прогнозного баланса в настоящее время обсуждаются.

Анализируя текущую структуру выработки в ЕЭС России, Денис Пилениекс отметил, что 2/3 или 62,1 % электроэнергии сегодня производится на тепловых электростанциях, 17,5 % – на гидростанциях, 19,6 % – на атомных электростанциях. Минимальную долю – примерно 0,7 % – в структуре выработки в совокупности занимают ветровые и солнечные электростанции.

При этом в европейской части страны в топливной структуре выработки электроэнергии на тепловых электростанциях преобладает природный газ, составляющий 93 %, уголь занимает 7 %. Прямо противоположная картина складывается в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где соотношение используемого на ТЭС природного газа и угля составляет 12 % и 88 %.

«Эти пропорции сложились исторически, и эту особенность нам необходимо будет учитывать при формировании планов перспективного развития отрасли в горизонте 20–30 лет», – пояснил представитель оператора.

Слушания на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения» были организованы Комитетом ГосДумы РФ по энергетике. Глава комитета Павел Завальный отметил необходимость разработки комплексных топливно-энергетических балансов на долгосрочную перспективу. «Цель этой работы – обеспечение рационального использования энергоресурсов, предотвращение диспропорций производства и потребления электроэнергии, а также повышения надежности энергоснабжения потребителей. Особую актуальность эта деятельность приобретает в свете решения задачи по формированию программ газификации регионов на 2025–2030 годы», — отметил он.

«Без понимания объемов и эффективности производства и потребления энергоресурсов, повышения взаимосвязанности этих процессов невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны», – подчеркнул Завальный.

На слушаниях обсуждались методология, прикладные инструменты и целевая модель деятельности по разработке топливно-энергетических балансов России и регионов, их роль в документах стратегического планирования развития отрасли, а также вопросы совершенствования нормативно-правовой базы. По итогам мероприятия сформирован пакет предложений.

10.11.2023 Территориальные органы ФАС смогут проверять обоснованность тарифов
Правительство России наделило территориальные органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) полномочиями по проверке обоснованности тарифов, сообщила в пятницу пресс-служба кабмина.

"Правительство приняло дополнительные меры для контроля за тарифами. Региональные управления ФАС по поручению центрального аппарата службы теперь смогут проводить внеплановые выездные и документарные проверки в этой сфере. Такое постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин", - говорится в сообщении.

При этом, уточнили в кабмине, выносить акт по итогам проверки и контролировать его исполнение, как и прежде, будет центральный аппарат службы.

"За ним также остаются полномочия по рассмотрению обращений в сфере госрегулирования тарифов. Принятое решение направлено на повышение оперативности контроля экономической обоснованности тарифов", - добавили в пресс-службе правительства.

08.11.2023 Плата за мощность модернизированных ТЭС на ОРЭМ в 2023г увеличится в 3 раза и достигнет 9 млрд руб.
В 2022 году выручка модернизированных ТЭС за энергомощность составила 3 млрд рублей, следует из годового отчета Администратора торговой системы (АТС; входит в «Совет рынка» — регулятор энергорынков). По итогам текущего года платеж потребителей за мощность объектов, запущенных по программе модернизации, вырастет до 9 млрд рублей, сообщили в «Совете рынка», пишет сегодня газета «Коммерсант». Платеж растет по мере запуска новых объектов.

По программе модернизации старых ТЭС отобраны инвестиционные проекты на 26 ГВт с запуском в 2022–2027 годах. Генкомпании в 2022 году получили право переноса сроков запуска объектов на один год без объяснения причин. Энергетики, по оценкам «Коммерсанта», сдвинули даты ввода 55 проектов на 12,4 ГВт с общим CAPEX в размере 158,3 млрд руб.

Энергокомпании за 2022–2023 годы, по оценкам газеты, запустили 20 проектов модернизации старых ТЭС суммарной мощностью 4,5 ГВт. В 2022 году энергетики ввели девять объектов на 2,3 ГВт, а к ноябрю 2023 года — еще 11 на 2,2 ГВт. От графика отстают два объекта компании «Т Плюс»: энергоблок Пермской ТЭЦ-9 на 124,9 МВт с плановой датой запуска 1 октября 2022 года и энергоблок Ижевской ТЭЦ-2 на 124,9 МВт с плановой датой ввода 1 октября 2023 года. «Т Плюс» не переносила даты запуска этих объектов. В «Т Плюс» сообщили «Коммерсанту», что работы на Пермской ТЭЦ-9 планируют завершить весной 2024 года, реализация проектов на Ижевской ТЭЦ-2 также завершится в 2024 году. «Корректировка сроков ввода энергоблоков связана с поиском новых поставщиков комплектующих, а также внесением изменений в проектную документацию»,— сказали в компании.

Проекты модернизации старых ТЭС окупаются за счет промышленности: оптовый энергорынок после запуска объекта 15 лет платит повышенные платежи за его мощность. При этом в первый год после запуска объект получает лишь компенсацию операционных затрат, а в последующие годы платеж увеличивается. В 2024 году, по оценкам «Коммерсанта», запланирован запуск объектов суммарной мощностью 2 ГВт, в 2025−м — 6,4 ГВт, в 2026−м — 6,8 ГВт.

Пока платежи за мощность модернизированных ТЭС занимают лишь около 1% от общего платежа за мощность всех электростанций. Так, в 2022 году объем платежа, по данным АТС, составлял 766 млрд рублей без учета мощности, поставляемой населению по регулируемым тарифам. В 2023 году показатель составит около 890 млрд рублей, подсчитали в «Сообществе потребителей энергии».

Правительство разработало программу модернизации на замену механизма договоров на поставку мощности (ДПМ), запущенного в 2000−х годах. Платеж ТЭС, построенных в первую волну ДПМ, падает третий год подряд и в 2023 году опустится, по прогнозам «Совета рынка», до 190 млрд рублей. В 2024 году он составит, по оценкам потребителей, 105 млрд рублей. Объемы с каждым годом снижаются, поскольку ДПМ-объекты постепенно выходят в рыночный сектор конкурентного отбора мощности (КОМ).

Несмотря на это, нерыночные надбавки все равно превалируют в структуре платежа за мощность, отмечает газета. Так, по информации издания, в 2022 году объем выручки за мощность АЭС, ГЭС и ВИЭ, построенных по механизмам ДПМ, составил 297 млрд рублей, тогда как общий платеж КОМ, судя по отчету АТС, составил лишь 246 млрд рублей. И это с учетом включающихся в платеж КОМ отчислений промышленности за строительство ТЭС в Крыму и Калининградской области (43,7 млрд рублей) и за снижение тарифов на Дальнем Востоке (35,5 млрд рублей).

В 2023 году, по прогнозу «Сообщества потребителей энергии», выручка генерации в КОМ без учета надбавок достигнет 305 млрд руб. (34,5% в общем платеже за мощность энергорынка), а в 2024−м — 340 млрд руб. (40%). Основные драйверы роста платежа в КОМ в 2023 году — увеличение объемов продажи мощности в этом секторе на фоне окончания сроков поставки мощности по ДПМ по ряду объектов, а также рост цены мощности КОМ, который учитывает инфляцию 2022 года, говорят в «Совете рынка».

07.11.2023 Диффтариф коснется граждан, чье энергопотребление намного выше среднего в регионе
Изменение стоимости при внедрении дифференцированных тарифов коснется только тех потребителей, которые используют электроэнергию для майнинга и в коммерческих це-лях и энергопотребление которых существенно выше среднего значения по региону. Об этом сообщил замминистра энергетики РФ Павел Сниккарс.

Он отметил, что возможное внедрение дифференцированных тарифов принимается ре-шением соответствующего региона РФ самостоятельно с оценкой последствий, в том числе исходя из защиты социально значимых категорий граждан.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает с 1 января 2024 года устанавливать в регионах РФ дифференцированный по объемам потребления тариф на элек-троэнергию для населения, если регион захочет увеличить размер перекрестного субсидиро-вания — доплату бизнеса за снижение тарифов для населения. Тарифы для населения будут установлены с учетом ограничения предельных уровней, а конечную стоимость для граждан установят региональные тарифные органы. ФАС проконтролирует энерготарифы для граж-дан при переходе региона на дифференцированный тариф.

12.10.2023 Минэнерго предложило повысить тарифы на электроэнергию для майнеров
Министерство энергетики России предлагает повысить тарифы для майнеров криптова-люты в энергодефицитных районах. По словам замглавы ведомства Павла Сниккарса, повы-шенные тарифы для майнеров могут начать действовать с 2024 года.

Целью повышения тарифов чиновник назвал «перемещение майнеров в энергопрофи-цитные районы». По его словам, тарифы для майнеров в районах, где наблюдается дефицит электроэнергии, могут повысить «в два, пять или более раз».

«Мы хотим сделать дифференцированный тариф для определенных категорий потреби-телей. То есть дифференцированность тарифа возможна, для этого мы акт правительства по-меняем и эту возможность предусмотрим»,— заявил господин Сниккарс в кулуарах форума «Российская энергетическая неделя» (цитата по ТАСС).

Ранее источники «Ъ» сообщали, что повышение тарифов может затронуть ряд районов Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, где из-за низких тарифов расположена значительная часть ферм по майнингу криптовалюты. Источники в Минэнерго сообщали, что ведомство надеется, что рост тарифов заставит их уйти в другие регионы.

11.10.2023 Минэнерго предлагает разработать механизмы для снижения срока окупаемости ГЭС
Минэнерго РФ предлагает разработать механизмы для снижения срока окупаемости ГЭС. Об этом заявил заместитель министра энергетики Павел Сниккарс, выступая в ходе сес-сии «Развитие гидроэнергетики: от планов к реализации» на полях Российской энергетиче-ской недели.

По словам замминистра, учитывая социально-экономические эффекты строительства ГЭС, некорректно упираться только в стоимость электроэнергии.

«Если ГЭС многофакторные, социально-экономически полезные, почему мы обращаем-ся в стоимость электроэнергии и окупаемость на рынке электроэнергии? Если мы на самом деле так думаем, давайте расширим горизонт. Я считаю, что здесь вопрос не в стоимости и не в том, чтобы снять ограничения — вопрос в сроке. <?> ГЭС — это длинная история. Да-вайте пересмотрим сроки окупаемости и найдем эти источники. Чем дольше срок, чем больше процентов, тем больше капитальной стоимости и больше влияния на цену», — сказал он.

Он подчеркнул, что участие государства в финансировании строительства ГЭС обяза-тельно. «Мы об этом просим, как министерство отстаиваем — это и водохранилище, и плотина, и в том числе возможные системные услуги, это и накопители в виде ГАЭС, и низкая углеродность, и зелёные сертификаты», —  отметил Сниккарс в ходе сессии.


Новости 1 - 16 из 256
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все